История
Дворец культуры НТМК
Выступление в Кремлевском Дворце съездов перед делегатами ХIII съезда профсоюзов танцевального коллектива металлургов, которым руководил электрослесарь Игорь Михайлов.
За танцевальную сюиту «Пошла конвертерная сталь», поставленную заслуженным деятелем искусств РСФСР балетмейстером А.П. Поличкиным, коллектив получил звание лауреата Всесоюзного смотра самодеятельности и диплом первой степени. Народный коллектив ансамбля танца отражал в танце труд металлургов. «Творцы металла», «Люди огня» и другие постановки народного коллектива являлись красочными хореографическими постановками.
В 1960-е годы во дворце работал театр современной пьесы. Самодеятельный театр балета металлургов. Его репертуар составляли спектакли «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Каменный цветок», «Память сердца» и другие.
Далеко за пределами города был известен вокальный квинтет семьи металлургов Левченко. Он выступал в Кремлевском театре, в Ленинграде, в Свердловске. Старый доменщик Иван Емельянович Левченко, его сыновья – доменщик Антон, агломератчик Иван, прокатчик Юрий и школьник Михаил писали музыку, сочиняли песни и исполняли их.
Мастера хорового пения нередко исполняли произведения местных авторов. Это «Марш металлургов НТМК» (музыка мастера ремонтно- строительного цеха, руководителя хора Виктора Шалюгина), «Песня нижнетагильских сталеваров» (музыка сварщика обжимного цеха Константина Ростопчина), «Тагильская фестивальная» (музыка руководителя академического хора Германа Федорова).
Оркестр народных инструментов, в котором участвовало более 50 человек, считался одним из лучших народных оркестров Свердловской области. Он три раза занимал первые места на областных смотрах художественной самодеятельности, носил звание народного коллектива.
Новый дворец был одним из крупнейших на Урале. В нем распологоались библиотека, читальный и спортивный залы, многочисленные комнаты для занятий кружков художественной самодеятельности. На третьем этаже – лекционный и выставочный залы. Зрительный зал был рассчитан почти на тысячу мест.
Дворец культуры НТМЗ был построен в 1952 году. Как писали тогда городские газеты, «он стал щедрым подарком партии, правительства и товарища Сталина новотагильским металлургам за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».
Здание Дворца металлургов выполнено в стиле неоклассицизма 50-х годов или так называемого «сталинского ампира», для которого характерны внешняя монументальность и величественность. Оформление здания представляют собой синтез нескольких искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного творчества.
Проект дворца разрабатывался под руководством свердловского архитектора В. В. Емельянова. «Изюминкой» проекта является фойе, размещенное в центре здания. Обычно основой таких сооружений становится зрительный зал, как, например, в нижнетагильском драматическом театре. Во дворце же металлургов за основу композиции взято круглое фойе. Такое нестандартное проектное решение заставило архитектора В. Емельянова ломать голову над тем, как перекрыть огромное пространство над фойе, чтобы соорудить над ним еще один зал. Сегодня он носит название «Президентский». Из вестибюля Дворца, отделанного белым и красным мрамором, зрители попадали в великолепное фойе. Отсюда можно было пройти в большой зрительный зал на тысячу мест, читальный зал с книгохранилищем на восемьдесят тысяч томов, хорошо оборудованный спортивный зал и просторное кафе. Пять залов занимал Дом техники.
Интересна история создания двух скульптур, стоящих перед входом во дворец. Они ваялись с реальных людей – работников НТМЗ. Мастер доменного цеха Валерий Крючков и сталевар мартеновского цеха Виктор Есин в 1952 году в течение месяца позировали скульптору Габриэль Вайсберг (жене тогдашнего директора НТМЗ Эммануила Вайсберга).
Едва родившись, дворец был признан лучшим архитектурным сооружением РСФСР и получил первую премию Совета Министров.